Где-то в сельской местности, в одной деревне жил мальчик, который интересовался всевозможной техникой: от поездов и вертолётов до тракторов и автомобилей. Он интересовался их устройством, механикой, его занимали книги и журналы по технике. Но больше всего он любил лазить по помойкам в поисках разного автохлама. Раньше, в 80-е – 90-е годы, можно было часто увидеть брошенные развалившиеся и полуразвалившиеся, полуржавые автомобили и детали от них на помойках и просто где ни попади – чермет в то время так активно не собирали, как сейчас. И некоторые дети любили возиться около таких брошенных ржавых машин на помойках, изучать их. Вот этот мальчик – назовём его Митенька – был из таких: он, найдя какую-нибудь деталь от машины на помойке, мог уже на вид определить, от какой именно она машины: от Москвича, Запорожца, Жигулей или чего ещё. А если ему попадались в руки какие-то технические руководства по автомеханике, книги или журналы, то он их с жадностью просматривал. Благодаря всему этому он к своим 10 годам очень неплохо знал устройство автомобиля: мог отличить рессору от амортизатора, знал, что такое «сцепление», «карбюратор» и даже такое слово, как «термостат».
читать дальше
Однажды летом в деревню из райцентра приехали два мужика из СЭС на ржавом, еле живом «Москвиче». Выглядела эта машина так, как будто ей уже самой давно пора на помойку, но тем не менее каким-то образом ещё ездила. Сами СЭС-овцы были с виду ещё более непрезентабельными. А приехали они для того, чтобы застрелить бездомную собаку, дворняжку, которая давно уже бегала в центре этой деревни. Многие из взрослых и детворы к ней уже привыкли, дети даже дали кличку – Мальва, – и, в целом, достаточно спокойно к ней относились. А СЭС-овцы приехали по требованию одной истеричной мамаши, которая жаловалась, что собака лает, когда она проходит мимо, и якобы напугала её маленького ребёнка.
День был погожий, поэтому поблизости было немало людей – взрослых, детей, среди них и Митя. Прежде, чем он понял, что именно собираются делать СЭС-ники, его первым делом заинтересовала их машина, потому что она была ржавая, прямо как с помойки, поэтому он с интересом ходил вокруг неё, заглядывал то в решётку радиатора, то в арки, то под днище. Только ничего не трогал, просто смотрел. Никто на него особого внимания не обращал: всех интересовало то, что будет происходить. Все смотрели молча, как убивают Мальву – никто, ни из взрослых, ни из детей, ни слова не сказал. Митя, как и многие другие, любил эту собаку, ему было её жаль. Но сделать он ничего не мог – если взрослые молчат, то что он может сделать?
Вдруг, случайно бросив взгляд в арку заднего колеса, Митенька увидел, что из трубки что-то капает прямо на песчаную обочину. Он достаточно быстро понял, что это такое: тормозная жидкость. Дети вообще часто бывают более наблюдательны, чем взрослые. Капая вниз, жидкость впитывалась в песок, оставляя лишь еле заметный грязный след.
Вот СЭС-ники закончили свою грязную работу, кое-как упаковали труп собаки, положили в багажник, сели в свою машину и уехали. А через полчаса до сельчан дошла новость – для кого-то неожиданная, а для кого-то и ожидаемая: в нескольких километрах от райцентра вылетел в кювет и перевернулся автомобиль «Москвич», водитель и пассажир погибли на месте.
Вот, собственно, и всё.
Вопросы:
1. Как вы считаете, правильно ли поступил Митя, никому не сказав о том, что через треснувшую трубку вытекает тормозуха, особенно если учесть, что никто из взрослых об этом никогда не узнает (если только Митя сам того не захочет) и, следовательно, никто не будет читать ему свою «взрослую» мораль и нотации про то, как поступать хорошо, а как плохо?
2. Если по этой небольшой фабуле написать нормальный художественный текст, рассказ, и его прочитает ребёнок, как вы думаете, какие выводы он для себя может сделать?