В.Д.:С пришествием христианства,все понятия упростились.Бог стал единственный:θεος.
А другие,более мелкие"божки"(даймОны)
стали невольно его СОПЕРНИКАМИ,а,значит и ВРАГАМИ,КОНКУРЕНТАМИ...
И,т.о.,превратились в ЗЛЫХ,
ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ,ПЛОХИХ...
(ВСЁ ОТНОСИТЕЛЬНО!!!
МЫ ЛИЧНО ВОЗВРАШАЕМСЯ ОТ УПРОЩЁННОГО ЧЁРНО-БЕЛОГО МИРА
К БОЛЕЕ СЛОЖНОМУ,
МНОГОЦВЕТНОМ У, НЕОДНОЗНАЧНОМУ)
читать дальше
М.З.:
Я согласен, что древний язычник в большей степени понимал некие тайны природы, нежели современный конфессиональный христианин. У меня есть своя точка зрения на этот счёт. Всё это потому, что древний язычник не противопоставлял себя космосу, материальному миру - он ощущал себя частью него. Но это вместе с тем означало его неизбежную конечность: древний язычник понимал, что он умрёт, а о воскресении он, в отличие от нынешнего христианина, ничего не знал. И именно через отчаянное переживание неизбежности смерти он становился открыт для диалога с космосом: диалог возможен только между теми, кто "на равных". "Прах *ты*, и в прах ты возвратишься" - эти слова из Библии были более доступны для понимания древнему язычнику, нежели кому-либо ещё. Современный же христианин считает себя "лучше", чем мир, космос, потому что он знает, что создан по образу и подобию Б-га. Он превозносится над миром, и именно поэтому он для диалога с космосом закрыт: невозможен диалог, когда ты считаешь: "Я лучше - я вечный, совершенный и бессмертный, - а оно хуже - тленное, материальное, демоническое, неживое".
[...]
Владимир, поймите правильно: то, что я сказал, что нахожу ваши художества (ну, некоторые из них) демоничными, не означает вовсе, что я против такого искусства. Вы для меня человек загадочный, я вас во многом не понимаю. Но я не сторонник того, чтобы искусство выражало исключительно лишь что-то "позитивное" и светлое. Всё-таки очень многое из фольклора - например, народные сказки - имеет довольно жутковатый характер, и это не умаляет ценность этих произведений.
Как пример, я уже вам посылал в прошлом году советский кукольный мультфильм "Догада" по мотивам поморских народных сказок для посмотреть. Этот фильм довольно жутковатый, и, как я его понимаю, он передаёт такое, несколько болезненное восприятие древним язычником мира и себя в этом мире. Характерно, что музыку к нему написал Владимир Мартынов, которого можно было бы назвать язычником по мировоззрению, несмотря на то, что он себя часто называет православным (я читал его книги, он очень интересный, неординарный человек). Фильм "Догада" очень гармонирует с его музыкой. И, несмотря на то, что фильм этот страшненький и вовсе не о "позитивном и светлом", я его очень и очень ценю.