Хоть я и человек, верующий в Б-га, но как же я не люблю выражения «духовность», «духовная жизнь» в контексте религиозных рассуждений. Само понятие «духовность» как бы подразумевает, что будто бы есть нечто более возвышенное, подлинное, к чему человеку следовало бы стремиться, нежели обычная земная жизнь, которая-де есть лишь временный «плен души», где всё — сплошь грех и погибель. «Духовность» отвергает землю. Хотя воскресший Иисус-Мессия был во плоти — он не был духом; плоть же человеческая, как ясно из книги Бытия, именно и есть часть земли, оживлённая Б-жьим дыханием. Воскресший Иисус — не «духовен». Он дал вечную жизнь плоти, а значит, она будет дана и земле. Хлеб, который есть тело Христово, собственно, имеет вполне земное происхождение, он — земля, которая обрела жизнь.
Конфессиональное христианство, а в особенности православие, весьма близко к гностицизму своей точкой зрения на отношения земного-низкого и небесного-возвышенного, или «духовного», как на два неких взаимоисключающих начала, будто одно из них — желанный идеал, а другое — нечто, что следует отвергнуть; на жизненную задачу человека, которая и гностиками и наиболее «набожными», воцерковлёнными из ортодоксальных христиан понимается как необходимость освобождения души от «рабства» несовершенной плоти, земли, женственности, «мира сего, в грехах погрязшего», ради устремления её к мнимому небесному идеалу, «совершенству», некоего личного «спасения».
читать дальше

@темы: религия и вера, христианство