Я - АНТИТРИНИТАРИЙ

Основы моего религиозного мировоззрения


1. Я и Ты

Может показаться странным, но я к антитринитаризму пришёл не столько под влиянием рациональных аргументов, разоблачающих эту доктрину — до поры до времени, мне и думать об этом всерьёз в голову не приходило, — сколько в результате осмысления своего внутреннего понимания о Б-ге и об Иисусе. Сильно помогло мне в этом знакомство с сочинениями иудейского философа Мартина Бубера «Я и ты» и «Два образа веры». Кратко перескажу, о чём там шла речь. Веру иудея в единого Б-га Бубер считает отношением типа «Я — Ты»: внутренним, интимным диалогом с Б-гом, основанным на доверии; Б-г для иудея — «вечное Ты». Вера же христианина, с точки зрения Бубера — это не личное доверие, а вера «во что-то», в некую систему метафизических представлений, отношение типа «Я — оно». Эти два типа отношений Бубер противопоставляет (из чего, впрочем не следует того, что «Я — оно» — это обязательно «плохо»). При этом Бубер, иудей, к самому Иисусу относился с большим уважением, как к иудейскому праведнику, но не считал его сыном Б-жьим в прямом смысле, а как бы «усыновлённым Б-гом» за рвение к Б-гу; часть слов он считал приписанными Иисусу, а также критиковал учение ап. Павла. Основным посылом проповеди Иисуса Бубер считал призыв следовать его пути, руководствуясь, опять же, верой-доверием. «Мой великий старший брат» — так Бубер писал об Иисусе.

Я христианин, не иудей, и далеко не во всём с Мартином Бубером согласен. Однако его творчество помогло мне понять нечто важное о том, как сам я внутренне, интуитивно понимаю для себя отношения с Б-гом и как я понимаю Иисуса. Действительно, для меня только вера в единого Б-га-творца, Отца небесного, как в личность, может быть отношением «Я — Ты», т.е. таким интимным внутренним диалогом, основанным на доверии, как и вера иудея. Но никак не вера в бога-троицу. читать дальше

@темы: христианство, религия и вера, антитринитаризм